День в истории: 14 апреля

Извержение вулкана Эйяфьятлайокудль, основание Главного ботанического сада Академии наук СССР, столкновение «Титаника» с айсбергом и другие события этого дня в истории.

«Титаник» столкнулся с айсбергом

Трагедия случилась под конец пятого дня следования «Титаника» по трансатлантическому маршруту Саутгемптон — Нью-Йорк. Радиостанция «Титаника» приняла семь ледовых предупреждений, однако лайнер продолжал двигаться почти на предельной скорости. Чтобы избежать встречи с плавучими льдами, капитан приказал идти чуть южнее привычного маршрута.

В 23:39 14 апреля 1912 года впередсмотрящий доложил на капитанский мостик об айсберге прямо по курсу. Меньше чем через минуту произошло столкновение.

Получив серьезные повреждения обшивки корпуса, пароход начал тонуть. В 2:20 15 апреля, разломившись на две части, «Титаник» затонул, унеся жизни 1496 человек. Через 3,5 часа пароход «Carpathia» («Карпатия») подобрал 712 спасшихся человек.

Обломки «Титаника» покоятся на глубине 3750 м. Впервые их обнаружила экспедиция Роберта Балларда в 1985 году. Последующие экспедиции подняли со дна тысячи артефактов. Носовая и кормовая части глубоко ушли в донный ил и находятся в плачевном состоянии, подъем их на поверхность в целости не представляется возможным.

Провозглашение красного знамени государственным флагом СССР

Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 14 апреля 1918 года «О флаге Российской Республики» было установлено: «Флагом Российской Республики устанавливается Красное Знамя с надписью “Россійская Соціалистическая Федеративная Совѣтская Республика”».

Государственный флаг РСФСР — один из государственных символов РСФСР. Согласно Положению о Государственном флаге РСФСР, он являлся «символом государственного суверенитета РСФСР, добровольного объединения РСФСР с другими равноправными республиками в Союз Советских Социалистических Республик, нерушимого союза рабочих, крестьян и интеллигенции, дружбы и братства трудящихся всех наций и народностей республики, строящих коммунистическое общество».

Основание Главного ботанического сада Академии наук СССР

В этот день в 1945 году основан Главный ботанический сад в Москве. Первым директором крупнейшего сада в Европе стал Николай Васильевич Цицин.

Ботанический сад располагает богатейшими коллекциями растений, представляющих разнообразный растительный мир практически всех континентов и климатических зон земного шара. Живые коллекции насчитывают 8220 видов и 8110 форм и сортов растений — всего 16 330 таксонов. На основе коллекций с использованием современных приемов ландшафтной архитектуры созданы ботанические экспозиции растений: природной флоры России и бывшего СССР, дендрарий, экспозиция тропических и субтропических растений, цветочно-декоративных и культурных растений.

Из Музея Ван Гога было похищено 20 картин

14 апреля 1991 года двое грабителей спрятались в Музее Ван Гога в Амстердаме перед его закрытием. Примерно в 3 часа ночи они выбрались из укрытия, надев маски-чулки с вырезами для глаз и неспешно приступили к обходу экспозиции, выбирая полотна подороже. На это они потратили почти час. Далее грабители загрузили в автомобиль охраны 20 похищенных полотен, в том числе всемирно известные «Подсолнухи» и «Едоки картофеля» Ван Гога из его раннего творчества.

Почти сразу же за ними была организована погоня полиции. Осознав, что от преследователей не оторваться, музейные воры бросили машину с крадеными картинами. Практически все полотна были сильно повреждены.

Согласно Книге рекордов Гиннеса это похищение считается самой крупной музейной кражей.

Извержение вулкана Эйяфьятлайокудль

Весной 2010 года в Исландии после более 200 лет спячки активизировался вулкан под ледником Эйяфьятлайокудль. Первый раз вулкан дал о себе знать 20 марта, но ни к каким серьезным последствиям «пробное» извержение не привело. 14 апреля он начал извергаться вновь и выбросил в воздух огромное количество пепла. Из зоны бедствия было эвакуировано около 800 человек. 15 апреля из-за выбросов вулканического пепла ряд стран на севере Европы вынуждены были закрыть аэропорты.

За первые 72 часа «работы» вулкан выбросил около 140 миллионов кубометров материала, из которых около 100 миллионов поднялись в атмосферу и были разнесены ветрами на юг и восток от острова.

Первый автомобиль «Вольво» сошел с конвейера в шведском городе Гетеборге

Днем рождения компании «Вольво» (VOLVO) принято считать 14 апреля 1927 года, когда с конвейера нового завода в шведском городе Гетеборге сошел первый серийный автомобиль.

У истоков основания этой всемирно известной компании стояли два способных инженера Ассар Габриэльссон (Assar Gabrielsson) и Густаф Ларсон (Gustaf Larson), работавшие тогда в концерне СКФ (SKF) по производству подшипников. Легенда гласит, что однажды летним вечером 1924 года, сидя в стокгольмском ресторане «Sturehof» за кружкой пива, эти два молодых человека решили взяться за выпуск автомобилей. Тут же один из них предложил и название «Volvo» – от латинского глагола «volvere», что означает «катиться, вращаться».

Изначально «Вольво» была создана как дочерняя компания SKF, поскольку концерн осуществлял и покровительство, и финансовую поддержку. А Габриэльссон и Ларсон взялись за разработку первой модели. Они хотели построить автомобиль, который был бы приспособлен к дорожным условиям и климату Швеции. В 1926 году был изготовлен прототип.

И вот 14 апреля 1927 года с конвейера нового завода в шведском городе Гетеборге под маркой «Volvo» сошел первый серийный легковой автомобиль «OV-4». С этого дня и началась эпоха шведской индустриальной истории. Сразу же был создан и фирменный знак компании – «символ Марса» – круг со стрелой – символ единства, законченности и стремления к совершенству, который и сегодня, как и в самом начале, гордо располагается в центре решетки радиатора.

Этот первый серийный автомобиль, ласково прозванный Якобом, был оборудован 1,9-литровым 4-цилиндровым двигателем с боковыми клапанами, мощностью 28 л.с. Он был спроектирован по американскому дизайну, имел мощное шасси и независимую подвеску с длинными рессорами спереди и сзади. Максимальная скорость автомобиля была 90 км/ч. Под обозначением «OV-4» он предлагался с открытым кузовом, вариант «PV-4» был седаном. Открытая версия стоила 4,800 шведских крон, «PV-4» – 5,800 шведских крон на момент начала производства.

В Советском Союзе учреждено звание «Летчик-космонавт СССР»

14 апреля 1961 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было учреждено почетное звание «Летчик-космонавт СССР» в ознаменование первого в мире космического полета человека на корабле-спутнике «Восток», стартовавшем 12 апреля 1961 года.

Впервые этого звания был удостоен, конечно, Юрий Гагарин. В дальнейшем это почетное звание было присвоено всем советским космонавтам.

Удостоенным почетного звания космонавтам также вручалась грамота Президиума Верховного Совета СССР и серебряный нагрудный знак «Летчик-космонавт СССР», номер которого, как правило, совпадал с порядковым номером космонавта. Нагрудный знак «Летчик-космонавт СССР» предписывалось носить на правой стороне груди. Если человек, удостоенный этого звания, уже был награжден орденами СССР, то нагрудный знак размещался над ними.

Всего до конца 1991 года в космос слетало 72 гражданина Советского Союза, и все они получили это почетное звание. Последним «Летчиком–космонавтом СССР» (знак №72) в 1991 году стал Токтар Аубакиров, за осуществление космического полета на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Мир».

20 марта 1992 года Законом РФ было установлено звание «Летчик-космонавт Российской Федерации». Новый нагрудный знак отличался от прежней награды только российской символикой. В частности, вместо надписи «СССР» появилась надпись «Россия», а вместо красного силуэта территории Советского Союза – синий силуэт территории Российской Федерации. Красный цвет ленточки на колодке сменился триколором, соответствующим государственному флагу.

Нумеровать российских космонавтов стали заново. Почетный знак № 1 получил возвратившийся из первого космического полета Александр Калери 10 августа 1992 года.

В Монте-Карло проведен первый Гран-при Монако

Гран-при Монако (фр. Grand Prix de Monaco) – один из самых сложных и престижных этапов гонки «Формулы-1» на городской трассе Монте-Карло в княжестве Монако.

Впервые эта гонка состоялась 14 апреля 1929 года. Она стартовала в 13:30 под покровительством Почетного Президента «Автомобильного Клуба Монако» Его Светлости Принца Луиса II. В автопробеге 1929 года приняло участие 16 гонщиков, которые должны были пройти 100 кругов общей протяженностью 318 км. Победителем первого Гран-при стал Williams, представлявший команду «Molsheim» на автомобиле «Bugatti 35-B».

Так было положено начало Гран-при Монако – гонке, которая сегодня наряду с Ле Ман (Mans 24 hour) и Индианаполис (Indianapolis 500) является одной из самых знаменитых автогонок в мире, на старт которой ежегодно, вот уже более 80 лет, выходят лучшие гонщики планеты.

Стоит отметить, что появление Гран-при Монако в международном календаре автоспорта – это заслуга Президента Гран-при Антони Ноэса (Anthony Noghes), который еще в середине 1920-х годов с друзьями организовал ассоциацию «Automobile Club de Monaco». И вот благодаря его усилиям, огромному желанию и организаторскому таланту, и, конечно же, при активной поддержке и заинтересованности Принца Луиса II, стартовало это событие, которое с годами приобрело мировой масштаб в самом маленьком (после Ватикана) европейском государстве.

Но чтобы гонки были признаны Международной Автомобильной Федерацией (International Automobile Federation), они должны проходить на территории государства-организатора. В Монако Гран-при мог проходить только по улицам Княжества. Сама идея не была нова, поскольку в то время автогонки проводились в ряде городов. И после проведения топографических исследований была выбрана трасса Гран-при.

В 1929-1948 годах, когда «Формулы-1» еще не существовало, Гран-при Монако проводились как независимые спортивные соревнования. Первый же Гран-при как этап гонки «Формулы-1» прошел 21 мая 1950 года и сегодня считается одной из самых престижных гонок в этом мировом чемпионате.

14 апреля 2022 9:02

Меню