«И. Е. Репин – великий художник и учитель» из цикла «Педагоги искусства» к Году педагога и наставника в России

Знаменитый художник Илья Ефимович Репин (1844-1930) – великий русский реалист-передвижник, картины которого известны во всем мире. Его полотна «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный и сын его Иван 1581 год» и многие другие шедевры кисти Репина легко воспринимались каждым, потому что чувства и идеи, вложенные в его живопись, были выражены с предельной ясностью и полностью совпадали с тем, что думал и чувствовал народ.

Художник был выходцем из народа. Родился в семье военного поселенца в провинциальном городке Чугуеве Харьковской губернии. Его творческий потенциал проявился еще с детских лет. В юношеские годы подрабатывал помощником иконописца. Когда скопил 100 рублей, осуществил свою мечту – отправился в Петербург и поступил в Академию художеств, которую в 1972 году окончил с золотой медалью.

Мастер работал много и плодотворно. Не существовало таких сюжетов, тем и жанровых стилей, которые были бы ему не по силам. В 1878 году Репин стал членом знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок, где особенно считались с его мнением. На выставках передвижников картины Репина производили настоящий фурор, поражая сочностью живописи, уверенной смелостью мазков и объемностью изображений.

Период творческой зрелости Ильи Ефимовича наступил в 1880-е годы. Именно тогда были написаны его лучшие живописные картины и, конечно же, большое количество портретов, которым нет равных по силе выражения и изобразительной мощи.

Император Александр III приобретал его картины, как и многие коллекционеры, среди которых особое место занимал Павел Третьяков. Репина и известного мецената связывали глубокие дружеские отношения, а большая коллекция произведений художника в Третьяковской галерее служит тому ярким подтверждением.

Горловский художественный музей также является обладателем работ Ильи Репина, раскрывающих его многогранный талант: живописный этюд «Вера Шевцова» (1868), написанный в годы обучения в Академии, – яркий образец портретного мастерства художника, а также графическая работа «Наброски трех фигур» (1896), выполненная во время коронации Николая II.

В начале 1890-х годов уже знаменитый во всем мире художник и профессор занялся педагогической деятельностью – стал преподавателем Академии художеств, где руководил мастерской живописи почти 14 лет. Мощь и размах таланта Репина притягивали молодежь, в надежде постичь тайну его мастерства и овладеть секретами большого искусства. Известно, что больше всего студентов было именно в мастерской Репина. Своих учеников он называл «молодыми друзьями».

Для Репина первая и единственная задача искусства – передача реальности. Он учил студентов не копировать жизнь, а воспроизводить её переработанной и сюжетно осмысленной. Большое внимание педагог уделял критическому разбору всего, что касалось живописи и её задач в различных жанрах. Этот подход помогал молодежи заметить неверные шаги в процессе создания работ. Также мастер придавал важное значение рисунку и настойчиво советовал никогда не расставаться с альбомом, постоянно наблюдать и рисовать.

Илья Ефимович иногда писал вместе с учениками, демонстрируя свой творческий метод и приемы письма. При этом основой его принципов преподавания всегда была свобода самовыражения и развитие в начинающем художнике индивидуальных возможностей. Раз в неделю у себя дома или в мастерской Репин устраивал встречи с воспитанниками. В беседах об искусстве он призывал молодежь пользоваться произведениями великих мастеров только как образцами и, «следуя им, участвовать в искусстве своими собственными силами, прибавляя к общему великому хору свой голос».

Первые выставки репинских учеников уже сразу наглядно показали значительные успехи. Критики отмечали высокий уровень работ, свежесть живописи и смелое восприятие жизни. Из мастерской Репина вышли художники разных возрастов, различной подготовки и творческой направленности: и колористы, и прекрасные графики, многие проявили себя как художники театра. В их творчестве отразились основные направления развития русского искусства начала XX века, его стилистическое, жанровое и тематическое разнообразие.

Собрание Горловского художественного музея сберегает работы действительно одаренных и известных студентов Ильи Ефимовича: Бориса Кустодиева, Игоря Грабаря, Исаака Бродского, Филиппа Малявина, Дмитрия и Ольги Кардовских, Константина Сомова, Николая Богданова-Бельского, Степана Колесникова и Анны Остроумовой-Лебедевой. Произведения живописи и графики выдающихся мастеров, наглядно отображают самобытные дарования, а также демонстрируют их непохожесть в творчестве ни друг на друга, ни на самого учителя.

Ученики великого художника-передвижника и педагога И. Е. Репина вошли в историю русского изобразительного искусства как художники яркой индивидуальности. Все они нашли свои темы, выразили свои художественные взгляды и идеалы, потому что четко следовали наставлению своего учителя: «Идите своим собственным путём, ищите свой почерк, не подражайте никому, искусство не терпит трафарета».

29 мая 2023 11:12

Меню