О профилактике заболеваний в школе: 10 шагов к здоровью школьника

Школьные болезни – это нарушения жизнедеятельности ребенка (подростка), которые возникают в результате воздействия неблагоприятных факторов образовательной среды.

К школьным болезням относят: болезни костно-мышечной системы (сколиоз, кифоз), нарушение зрения (близорукость), заболевания пищеварительной системы (гастрит, язвенная болезнь, холецистит), психические расстройства (явные и скрытые неврозы), инфекционные заболевания (ОРВИ, грипп).

Многие заболевания можно предупредить, если своевременно начать их профилактику и изменить образ жизни ребенка. Напоминаем школьникам и их родителям  об основных мерах профилактики заболеваний в школе:

  1. Соблюдение режима дня.

Основными аспектами режима дня школьника являются: учебные занятия в школе и дома; активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе; регулярное и достаточное питание; полноценный сон; самостоятельная деятельность. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое и психическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.

Очень важным фактором в режиме дня является сон. Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет: в 7-10 лет — 10-11 часов; в 11-14 лет -9-10 часов; в 15-17 лет — 9-8 часов в сутки.

  • Правильная организация рабочего места.

Правильная организация рабочего места является профилактикой  заболеваний костно-мышечной системы (сколиоза, кифоза), а также нарушения зрения (близорукости).

Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить обучающегося мебелью в соответствии с его ростом. Во время учебных занятий нужно сохранять правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову. При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь. Нельзя опираться грудью о край парты (стола). Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Необходимо следить за рабочей позой не только в школе, но и дома в процессе выполнения домашних заданий, во время еды и прочих дел, которыми принято заниматься сидя.

Для профилактики близорукости (миопии) необходимо организовать достаточное естественное и искусственное освещение рабочего места. Естественное освещение – свет от окна должен падать слева для правшей и не затенять рабочую поверхность.

  • Проведение динамических пауз, физкультминуток во время занятий.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся во время занятий следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. Физкультурные минутки во время уроков проводятся как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, а также психическое напряжение путем переключения на другой вид деятельности.

  • Организация подвижных игр, прогулок, отдыха на свежем воздухе.

Древнегреческий философ Аристотель ещё в IV веке до нашей эры писал: «Движение  —  это жизнь, а жизнь — это движение!».

Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры должна обеспечиваться за счет: физкультминуток; организации подвижных игр на переменах; внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья; самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

  • Правильно подобранный рюкзак и его вес.

Вес ранца без учебников для учащихся 1 — 4 классов должен быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 — 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов — более 1,5 кг; 3-4-х классов — более 2 кг; 5-6-х — более 2,5 кг; 7-8-х — более 3,5 кг;  9-11-х — более 4,0 кг. Помните, правильно подобранный рюкзак и небольшой его вес является профилактикой нарушения осанки обучающихся.

  • Ограничить время работы за компьютером.

Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором составляет: для учащихся 1-2-х классов — не более 20 минут, для учащихся 3-4 классов — не более 25 минут, для учащихся 5-6 классов — не более 30 минут, для учащихся 7-11 классов — 35 минут.

  • Правильная организация питания школьников

Питание школьников должно быть разнообразным, сбалансированным по белкам, жирам, углеводам (оптимальный баланс б:ж:у составляет 1:1:4), витаминам и минеральным веществам.  Большое значение имеет правильный  режим питания. Наиболее обоснованным и полезным для детей школьного возраста является режим  4 — 5 разового питания. Промежутки между отдельными приемами пищи не должны превышать 3,5–4 часа. Таким образом, обеспечивается лучшее переваривание и усвоение пищи, а также исключается чувство голода. Промежуток между ужином и завтраком следующего дня (ночной промежуток) не должен превышать 12 часов. Домашнее питание должно дополнять школьное, что обеспечивает полноценность всего суточного пищевого рациона.                      

  • Правильный выбор одежды для школьника.

В первую очередь, одежда должна обеспечивать ребенку чувство комфорта и не стеснять движений. При выборе одежды нужно избегать синтетических материалов, а отдавать предпочтение натуральным тканям, которые позволят коже ребенка дышать и исключат всевозможные аллергические реакции и дискомфорт.

Правильно подобранная одежда в теплый период года предупреждает перегревание организма школьника, а в холодный период года — переохлаждение и, как следствие, возникновение простудных заболеваний (ОРВИ, грипп).

  • Регулярное проветривание помещения.

При проветривании снижается концентрация углекислого газа, пыли; уменьшается количество вредных микроорганизмов, вирусов, аллергенов; нормализуется влажность; улучшается ионный состав воздуха.

При вдыхании свежего воздуха кровь наполняется молекулами кислорода, что благоприятно влияет на все биохимические процессы в организме, в том числе улучшается мозговое кровообращение, следовательно, повышается продуктивность работы мозга; налаживаются сон, аппетит; повышается сопротивляемость организма инфекциям.

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений.

Доказано, что регулярное проветривание помещения снижает риск возникновения инфекционных заболеваний в организованных коллективах.

  1. Правильное и регулярное мытье рук.

Мытье рук  — это один из наиболее эффективных способов предотвращения распространения болезнетворных микроорганизмов. Мыть руки нужно с мылом и теплой проточной водой — ладони, пальцы, межпальцевые промежутки, тыльные поверхности кистей. Также в портфеле у каждого школьника должны быть антисептические салфетки, их нужно использовать, если нет возможности помыть руки.

Организм ребенка продолжает развиваться на протяжении всего времени пребывания в школе, поэтому в целях профилактики школьных болезней рекомендуется выполнять все вышеуказанные рекомендации, а также ежегодно проходить медицинский осмотр  и строго выполнять предписания врачей.

30 сентября 2022 10:47

Меню