«Педагог-новатор Алексей Гаврилович Венецианов» из цикла «Педагоги искусства» к Году педагога и наставника в России

Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847) – классик русского изобразительного искусства и знаковая фигура в истории живописи первой половины XIX столетия. Именно он утвердил бытовой жанр как равноправную и важную сферу в отечественной живописи. Он никогда не учился в Академии художеств, однако сумел занять заметное место в плеяде русских художников, стать великолепным педагогом, основателем так называемой венециановской школы.

Родился Алексей Венецианов в московской купеческой семье, с детства проявлял способности и тягу к рисованию, особенно к портрету. В начале XIX столетия переехал в Петербург, «вступил в статскую службу» и одновременно занялся любимым делом. Свой талант молодой художник совершенствовал под руководством известного портретиста В. Л. Боровиковского, в свободное время посещал Эрмитаж, где копировал произведения старых мастеров. Он учился живописи, минуя Императорскую Академию художеств, однако уже к 1811 году завоевал полное признание как портретист, а его талант и профессиональное мастерство позволили ему получить звание академика.

Ради поисков новых тем и методов творчества в 1819 году художник отверг завоеванное положение, отказался от работы портретиста и уехал из Петербурга в недавно приобретенное им поместье Сафонково в Тверской губернии. Здесь Алексей Гаврилович по-настоящему увидел жизнь простого народа, приобщился к природе и в его творчестве начался новый период. Образы крестьян и окружающая их русская природа – поэтические картины национальной жизни сразу же заняли главное место в искусстве мастера, который стал основоположником бытового жанра в эпоху классического академизма в России.

Таким крестьянский труд в те времена мало кто показывал, ведь крестьянин был «вещью». Венецианов научил современников видеть в простом народе – людей достойных и благородных, а за неброской красотой среднерусской равнины – усматривать эпическую, бытийную природу пахоты или жатвы. Его крестьянки стали своего рода идеальными образами, «крестьянскими мадоннами». В его известных картинах «Жнецы», «Гумно», «Спящий пастушок», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Девушка с серпом» и других полотнах, написанных с 1820-х по 1840-е годы, краски сдержанны и звучны, а вокруг царят мир и спокойствие.

Одновременно у себя в имении бескорыстно и самоотверженно художник отдался делу воспитания молодых талантов. Он открыл школу, где бесплатно обучал одаренных крестьянских детей искусству живописи, также Алексей Гаврилович много усилий прилагал и для их выкупа из крепостной неволи. 1820-е годы считаются периодом расцвета школы Венецианова. В разные времена в ней было около 70 человек, среди них – в будущем известные художники: Н. С. Крылов, А. В. Тыранов, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, Г. В. Сорока и многие другие. Они работали успешно, их произведения занимали видные места на академических выставках, обращали на себя внимание публики и критиков.

Огромное значение в обучении мастер придавал развитию наблюдательности и вдумчивому изучению натуры в противовес установленному Академией копированию классических произведений. Юные художники постигали законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах, переходя от простых задач к сложным.

Венециановцы (так называли учеников А. Г. Венецианова) достигали больших успехов, ведь они смогли показать в своих работах новый и широкий круг явлений русской действительности. Не ограничиваясь сюжетами из крестьянской жизни, они ввели в отечественное искусство сцены городского быта, показали мастеровых, ремесленников, солдат, также много работали как пейзажисты, создавая работы, проникнутые лирическим очарованием природы. Тем самым венециановцы положили начало реалистическому методу в изобразительном искусстве России.

Весь свой педагогический опыт учитель-новатор воплотил в составленных им программах по обучению рисованию. Они были разработаны продуманно и подробно, вплоть до разбивки по отдельным классам специальных училищ. Венецианов также стал автором проектов, статей и трактатов.

Венециановская школа – плодотворное крупное художественное направление, обогатившее русское общество новыми глубокими и подлинными ценностями, взятыми из жизни. Деятельность А. Г. Венецианова и его учеников органически вошла в художественную культуру России как неотъемлемая часть национального искусства.

31 марта 2023 12:25

Меню